Вместе с Ордой против католической экспансии Запада

Недоумение

Одну из моих статей "Литературная газета" предварила признанием, что никто в редакции не ожидал такого количества звонков и писем, такого интереса к истории. Казалось бы, смутные времена, тяжкая жизнь, не до страстей давно минувших лет. Однако...

Не берусь гадать, чем это вызвано. Скорее всего тем, что это первородный инстинкт человека. Самый благородный инстинкт, делающий человека человеком - стремление к истине.

Хотя, конечно, сам же человек часто затрудняет путь к истине и даже препятствует. Помнится, в 1988 году Лев Николаевич Гумилев заметил, что боится на страницах газеты с миллионным тиражом сказать, что Александр Невский был приемным сыном хана Батыя, не знает и опасается, как воспримут это советские люди, воспитанные на теории "ига".

Гений - боялся!

За эти десять лет общество, само не осознавая, прошло большой путь сомнения. Именно сомнения, потому как в сомнении и таится зародыш истины, ее поиска.

Если можно выразить одним словом суть писем и звонков, откликов на статьи "Княжеский крест" и "Княжеский крест-2", то слово это будет - недоумение. Если мы были так близки с Ордой, если мы были союзниками, то почему и как же в нашей историографии, а следовательно и в народном сознании сложился образ непримиримого врага, который держал нас "под игом"?

Поверьте, лебезить перед читателем мне ни к чему. Но в данном случае читатель коллективным, я бы сказал умом, определил главное. Архи-главное! Ведь речь идет, простите, или о чудовищном искривлении в сознании народа или же о чудовищном по масштабом промывании мозгов? Только так!

Нелюбовь Запада к монголам объяснима. Золотая Орда волею случая встала поперек завоевательных планов Запада и римской церкви, направленных на Восток Европы. XIII и XIV века - это время нескольких объявленных крестовых походов против славянства, православия и Орды. "Русские - враги католической церкви", - писал папа Римский в 1351 году. Другое дело, что сил не хватило. Но еще до официального союза Руси и Орды, заключенного в 1257 году, ордынская конница принимала участие в освобождении от немцев Пскова в 1242 году (Рейнгольд Гейденштейн, "Записки о Московской войне"), есть также сведения об участии ордынцев в Ледовом побоище, которое состоялось в том же 1242 году...

Так что нелюбовь Запада к монголам понятна. Но почему русские присоединились к тому хору?

Прежде чем высказать свои, и далеко не только свои, соображения на сей счет, сделаю краткий обзор эпохи, остановлюсь на ключевых моментах: политике, экономике, религии, патриотизме, самосознании. И пусть будут повторы, но я иду на них сознательно, потому как предмет разговора есть национальное самосознание народа, определение им ключевой эпохи в своей же истории.

Итак...

Политика: послание от папы Римского

В 1248 году Римский папа Иннокентий IV направил Александру Невскому послание с предложением о союзе, о переходе его и народа русского в католическую веру. Рассмотрев лестные посулы, князь Александр их отверг.

На первый взгляд, ничего уж такого особенного. Международная дипломатия и международные отношения.

Но если исходить из теории "ига", то получается чушь собачья! Ведь по этой теории Русь уже десять лет как "завоевана", уже десять лет как "под игом". Какие международные переговоры может вести завоеванная страна и завоеванный князь? Как говорится, тут или - или...

Экономика: русский исполин

Уже скучно опровергать устоявшиеся утверждения о том, что "татары задержали наше развитие", что Русь "отстала от Европы из-за татаро-монгольского ига" и так далее. Но - надо. Поскольку эти представления давно уже не просто представления, а состояние умов, быт, сознание и подсознание масс. Когда что-то хотят сказать о тяжелом положении российской экономики, тут же поминают недобрым словом Золотую Орду. И эту, простите, чушь с апломбом несут самые разные люди, от корявых работяг до лощеного премьер-министра.

Повторюсь: чтобы задуматься. достаточно сопоставить Русь-Россию XV-XVII веков, "изнуренную татаро-монгольским игом", и Западную Белоруссию, где не ступало копыто ордынского коня и народ которой до XIX века был для Запада быдлом и холопом.

В XIII веке Марко Поло, проезжая по владениям монгольской империи, в состав которой входила и Русь, писал, что такая организация почтовой службы и ямщицких станций, такой порядок и не снились ни одному из императоров и королей Европы.

В XIV веке, во временя Куликовской битвы, в Москве уже были первые огнестрельные крепостные орудия. То есть, вполне возможно, что было свое пушечно-литейное и химическое (порох!) производство!

И, наконец, XV век - век "освобождения от татаро-монгольского ига". Если следовать "теории ига", то легко представить, какой была тогда Русь: ослабленной, разоренной, бесконечно отставшей от всего и от всех. Так ведь? По логике?

А вот что пишет о Руси в XV веке Карл Маркс:

"Изумленная Европа... была ошеломлена появлением на ее восточных границах огромной империи, и сам султан Баязид, перед которым Европа трепетала, впервые услышал высокомерную речь московита."

Но что же получается? Значит, триста лет непрерывно приходили в упадок и "отставали" "под игом", а на триста первом году сразу же ошеломили Европу мощью и "высокомерной речью московита"? Откуда что взялось? От сырости? От "ига"?

Разговоры об отсталости России из-за монголов возникли в XVIII веке после реформ Петра. Петр породил в русских людях комплекс европейской неполноценности. И "теория ига", возникшая (запомним!) тоже в XVIII веке, была тут как нельзя кстати: она оправдывала и снимала вину за отсталость. Мол, это все монголы, если б не они, мы бы о-го-го!

Хотя уже тогда единичные люди видели, что Россию сковало и не давало ей развиваться крепостное право. Рабство - непроизводительно. Рабство губительно и для экономики, и для нравственности.

Семья: ордынский зять

В 1371 году к Олегу Рязанскому пришел из Орды отряд всадников во главе с юношей-воеводой Салахмиром "и оказал ему помощь в борьбе с Дмитрием Московским и Владимиром Пронским". (Д.Иловайский). Однако маловероятно, что Орда, в то время раздираемая смутой, стала бы встревать только лишь в московско-пронско-рязанские раздоры. Не до того было. Другое дело, если речь шла о помощи против Мамая. Ведь Дмитрий Московский тогда с Мамаем союзничал, а Олег Рязанский - враждовал. Сторонники законной ханской власти в Орде люто ненавидели Мамая, узурпатора и смутьяна. И могли прислать на помощь Олегу этот отряд. Но это - мои предположения. В реальности же Салахмир был рядом с Олегом и тогда, когда тот воевал с Мамаем, и тогда, когда Олег уже вместе с Мамаем и Ягайло выступил против Дмитрия Московского. И против Тохтамыша, и за Тохтамыша, за Литву и против Литвы воевал вместе с князем Олегом Рязанским ордынский юноша Салахмир. И во многих грамотах Олег ставит его имя рядом со своим, прямо говоря, что он принял то или иное решение, посоветовавшись с Салахмиром

Наверно, секрет в том, что Олег Рязанский не просто приблизил к себе Салахмира, а еще и "выдал за него свою сестру Анастасию и пожаловал в ему во владение вотчины: Верхдерев, Веневу, Растовец, Веркошу, Михайлово поле и Безпуцкий стан". Салахмир окрестился и в крещении стал называться Иваном Мирославичем. "От Салахмира пошли многие дворянские роды, между прочим Вер(х)деровские и Апраксины" (Д.Иловайский).

Ну, зять - дело житейское. Однако Олег сыновей своих поминает не так часто, как зятя. В жалованных грамотах Олега то и дело встречается: "Поговоря с зятем своим, Иваном Мирославичем..."

Видно, был Салахмир-Иван не просто зятем, а надежным помощником.

Литература: ордынский (?) летописец

Другой пример - летописец Софоний, знаменитый в русской истории и литературе автор "Слова Софония Рязанца" ("Задонщины"). Достоверно известно о нем одно - он выходец из Рязани. Но "Слово..." - похвала врагам Олега Рязанского, князьям Дмитрию Московскому и Владимиру Серпуховскому. Это значит, что еще до Куликовской битвы Софоний ушел из Рязани, и, видимо, потому ушел, что не согласен был с политикой князя Олега, его союзом с Мамаем и Ягайлой. Его описание бед Рязани говорит о нем как о государственном муже, то есть - боярине. В одном из источников, довольно позднем, в Тверской летописи, он и именуется "боярином". Правда, брянским. "А се писание Софониа рязанца, брянского боярина..." Но в этом есть и своя логика. Сейчас - брянский боярин, а пришел в Брянск - из Рязани.

Итак, если исходить из того, что автор "Задонщины" действительно рязанский боярин, то найти его можно. Боярин - не травинка в стогу. Тем более, с таким редким именем - Софоний. И искать его следует в кругу ближних бояр Олега Рязанского, но - до Куликовской битвы. Таким путем шел известнейший исследователь древнерусской литературы В.Ф. Ржига. Он приводит Жалованную грамоту Олега от 1372 года, где князь перечисляет своих ближних бояр, вместе с ним приехавших в монастырь близ Рязани. Их девять. И первым в сем списке идет имя боярина Софония Алтыкулачевича...

Независимо от того, является ли данный боярин Софоний автором "Задонщины", ясно одно - отец его был выходцем из Орды, и, скорее всего, православным, бежавшим от хана Узбека, вводившего в Орде ислам. Крещенным там, в Орде. Потому что неправославные ордынцы, приходящие служить на Русь, в крещении получали другое, греческое, имя.

В этих историях, таких разных, отразилось само время. И политика, и любовь, и родство с полным подчинением себя возникшим родственным узам, и служение князю, и несогласие с ним, и уход в другие пределы, и выражение своего взгляда на происходящее в слове, в литературе... И это решительно далеко от черно-белой картины непрерывного и постоянного противостояния, какую внушили нам позднейшие историографы и идеологи.

Религия: православный святой Чингизид

Один доктор исторических наук как-то попрекнул меня: мол, умолчал я о том, что монголы разрушили Десятинную церковь, храм в Суздале и так далее. Да, было такое. Но - во время войны. А затем - были долгие века мира. И я писал о том, что в Киевской и Северо-Восточной Руси сохранились многие храмы, начиная с XI века! А вот в Западной Руси, где Даниил Галицкий принял католичество, не сохранилось ни одной церкви старше XVII века!

Веротерпимость Орды вроде бы общеизвестна. Но мало кто знает, что Орда давала православной церкви ярлыки, по которым любое поношение веры и тем более разграбление церковного имущества карались смертной казнью. Мало кто знает, что названый брат Александра Невского - ордынский царевич Сартак, сын Батыя, был христианином-несторианцем. Мало кто знает, что Александр Невский из своего родного города Переславля перенес подворье православного епископа в... столицу Золотой Орды - Сарай. Кстати, тогда там уже правил Берке - мусульманин по вере. Мало кто знает, что племянник Батыя, православный христианин, ушел в священнослужители и за истовое служение вере был причислен Русской православной церковью к лику святых под именем "преподобного Петра, царевича Ордынского..."

Сергей Баймухаметов

назад